График работы: ПН-ПТ: 8:00 - 17:00 мск
Личный кабинет
ВСТУПИЛИ В СИЛУ НОВЫЕ НОРМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ГОСЗАКУПОК
02.07.2019

В РФ вступили в силу поправки к закону «О контрактной системе» (N44-ФЗ), определяющие порядок организации контроля в сфере госзакупок.

Эти поправки направлены на совершенствование контрольно-надзорной деятельности при проведении процедур отбора поставщиков при госзакупках.

Согласно принятым поправкам, правительство РФ должно будет утвердить единый порядок осуществления контроля за проведением госзакупок. При этом органы контроля должны будут заниматься проверками заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, закупочных комиссий и их членов, уполномоченных органов и учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок.

Также поправки предоставляют муниципальным органам власти право передавать свои закупочные функции на региональный уровень, вводят запрет на совмещение в одном органе функций по контролю и по осуществлению закупок, устанавливают риск-ориентированный подход, вводят оценку эффективности работы органов контроля.

Кроме того, теперь нормы N44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит и контроль в сфере закупок, распространяются на негосударственные юридические лица (не являющиеся государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями) при предоставлении им бюджетных инвестиций для реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства.

Помимо этого, с вступлением в силу «контрольных» поправок контрольно-надзорные органы получили дополнительные основания для проведения внеплановых проверок госзаказчиков. Основанием для таких проверок стали, в частности, информация о признаках нарушения законодательства о закупках (в прежней редакции – информации о нарушениях). Причем такая информация может исходить как от «общественных контролеров», так и от СМИ.

«Цель предлагаемых изменений – повышение эффективности контроля в сфере госзакупок через выстраивание вертикали контроля, формирование единообразной правоприменительной практики на федеральном и региональном уровнях, исключение несвойственных контрольным органам функций, снижение коррупционных рисков», – отмечалось ранее в материалах правительства.

Стоит отметить, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России, осуществляющая контроль в сфере госзакупок, занялась вопросом унификации правоприменительной практики на федеральном и региональном уровнях еще до принятия этого закона.

«Сейчас территориальные управления ФАС часто ориентируются при принятии решений в сфере госзакупок на судебную практику, которая сложилась в том или ином регионе, – говорил в марте заместитель главы ФАС Михаил Евраев в ходе встречи с представителями госкомпаний, организованной аналитическим центром «Интерфакс-ProЗакупки». – Это приводит к тому, что в разных субъектах РФ принимаются разные решения по типовым ситуациям. Наша задача заключается в том, чтобы все территориальные управления придерживались единой позиции по типовым ситуациям».

Кроме того, ФАС планирует организовать регулярные проверки по госконтрактам, реализуемым в рамках нацпроектов.

«Готовим запрос в наши региональные управления о проведении регулярных, раз в квартал, внеплановых проверок по госконтрактам, реализуемым в рамках нацпроектов, – говорил в июне начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Артем Лобов. – Более часто проводить такие проверки затруднительно из-за ограниченности ресурсов».

При этом Лобов отмечал, что с начала текущего года по госконтрактам, реализуемым в рамках нацпроектов, в ФАС поступило более тысячи жалоб. В 25% случаев служба выявила критичные нарушения, связанные с проведением закупок. Ссылка на статью в источнике: http://prozakupki.interfax.ru/articles/1394