График работы: ПН-ПТ: 8:00 - 17:00 мск
Личный кабинет
ЭКСПЕРТЫ ПРЕДЛОЖИЛИ ПЕРЕВЕСТИ ПРЕТЕНЗИОННУЮ РАБОТУ В СФЕРЕ ЗАКУПОК В ЭЛЕКТРОННУЮ ФОРМУ
18.06.2019
Эффективность проведения претензионной работы в сфере закупок за 2017-2018 годы в качестве досудебного способа урегулирования спора эксперты обсудили в ходе круглого стола, который прошел в Аналитическом центре при Правительстве РФ.

Начальник Управления корпоративных реформ и закупок Аналитического центра при Правительстве РФ Павел Тихомиров проанализировал объемы претензионной работы за 2016-2018 годы. Он сообщил, что контракты стоимостью до 3 млн руб. преимущественно расторгаются. По его словам, претензионная работала велась по ним только в 2% случаях. При этом эксперт отметил, что по контрактам, где сумма составляла от 3 млн до 100 млн руб., чаще применялась претензионная работа, нежели расторжение. Эксперт предположил, что если бы претензионная работа применялась чаще, то возможно количество расторгнутых контрактов было бы меньше.

Эксперт пришел к выводу, что для заказчика претензионная работа требует временных и кадровых ресурсов. Однако досудебное урегулирование ведет к сохранению контракта, получению товаров, работ и услуг, согласно условиям договора. А расторжение контракта приведет к его потере, и заказчику необходимо будет объявлять новую закупку. По его мнению, для поставщика применение претензионной работы до расторжения договора – возможность не только исполнить контракт, несмотря на нарушения, но и получить прибыль. В данном случае для поставщика минусом могут быть дополнительные расходы в виде неустойки и штрафов (ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Эксперты отметили, что включение поставщика в РНП не защищает от некачественного исполнения обязательств, а констатирует факт нарушения. Согласно представленным на круглом столе данным, 91,49% контрактов были исполнены без претензий в 2018 году, а с претензионной работой – 7,12% и только в 1,39% случаев неисполнение контракта привело к включению поставщика в РНП. При этом Павел Тихомиров сообщил, что основанием для включения недобросовестного поставщика в реестр в 89,44% случаях явилось расторжение контракта и в 10,56% ситуаций – уклонение от его заключения.

В ходе дискуссии Павел Тихомиров обратил внимание на то, что по контрактам, где разница между плановой и фактической датой их выполнения не превышает пять рабочих дней, ведется претензионная работа только в 2% случаев, так как нарушение срока исполнения не считается существенным. Эксперт представил данные, согласно которым в 2017 году из 3,5 млн заключенных контрактов в год 375 тыс. выполнены с нарушениями срока исполнения, но претензионная работа не проводилась, она была только в 7,5 тыс. случаях. При этом в 2018 году претензионная работа проводилась чаще, из 3,6 млн заключенных контрактов в год с нарушениями срока исполнения были 244 тыс., при этом претензионная работа проводилась по 9,8 тыс. контрактам. Проанализировав работу поставщиков, эксперты отметили интересные факты, во-первых, претензионная работа не ведется по небольшим по сумме контрактам, во-вторых, реже расторгается контракт в случае нарушения сроков выполнения по крупным закупкам, в-третьих, досудебное урегулирование осуществляется только в 5% случаев.

Участники круглого стола предложили перевести взаимоотношения между заказчиком и поставщиком в электронную форму. В этом случае можно будет отследить процесс взаимодействия участников закупок и зафиксировать нарушения в онлайн-режиме, а также при необходимости направить претензию.

Ссылка на статью в источнике: ГАРАНТ.РУ